Промдизайн индустриальных B2B-решений: зачем он нужен там, где его не видно?

примеры индустриального дизайна

В этой статье мы покажем и расскажем, как промдизайн стал успешно применяться там, где на него раньше не обращали внимания — в устройствах для сетевой инфраструктуры, в промышленной автоматике и измерительных приборах. 

Вы на живых примерах увидите, как за счет стиля и смелых цветовых решений можно визуально преобразить невзрачные или, прямо скажем, некрасивые устройства. Благодаря такому подходу компаниям-производителям удается выделяться на фоне конкурентов, повышать продажи и собирать потенциальных клиентов на отраслевых выставках.

Disclaimer. Мы занимаемся дизайном электроники, а не продажей оборудования. Все названные в статье устройства приведены в качестве примеров.

Все привыкли, что дизайн стоит во главе угла при проектировании потребительских устройств B2C, но на рынке индустриальных решений покупатели не были избалованы по-настоящему красивыми продуктами и разнообразием цветов. Теперь это положение вещей быстро меняется: фокус на дизайне позволяет B2B-компаниям получить конкурентное преимущество в битве за клиента. Давайте посмотрим, как это работает в разных сегментах. 

 

1. Сетевые устройства для телекома: промышленные коммутаторы, серверы и маршрутизаторы


Стандартные и необычные цветные маршрутизаторы

Слева — стандартные маршрутизаторы, справа — необычные оранжевые
 маршрутизаторы ASR 8000 шведской компании Waystream и лазурная
 серия MACH1000 немецкой компании Hirschmann

 

На рынке представлено огромное множество коммутаторов для серверной стойки или шкафа. Их основная масса выглядят примерно так, как показано на фото слева: черные, металлические, с кучей разъемов и единственным декоративным элементом — логотипом производителя. 

Казалось бы: купил, поставил в серверную и забыл, ведь туда никто не заглядывает, кроме сисадминов. Но вот что именно купить, если перед тобой так много предложений со сходной ценой и аналогичными характеристиками? При прочих равных проще выбрать то устройство, которое понравилось с первого взгляда, т.е. показалось более красивым. А если купить несколько коммутаторов в одном стиле, то и серверная красивая получится. :-) 

И тут оказывается, что дизайн может иметь значение: потенциальные покупатели фильтруют список предложений по цене и характеристикам, а потом уделяют дополнительное внимание устройствам с необычным цветом и нестандартной конструкцией корпуса — просто потому что они заметнее на фоне других привычных решений. 

52-портовый гигабитный коммутатор


52-портовый гигабитный коммутатор линейки JetStream китайской компании
TP-Link — привычное решение, таких много 

Американские фиолетовые коммутаторы
Американская компания Extreme Networks выпустила на рынок 
серию коммутаторов 5420:
они взяли и покрасили все устройства в фиолетовый цвет 

 

И, конечно, рассмотрим новые телеком-устройства крупного мирового производителя — американской корпорации Dell. Тут над дизайном хорошо поработали, с пониманием, зачем это нужно:

 

Линейка серверов и сетевых хранилищ Dell

Линейка серверов и сетевых хранилищ Dell получилась навороченной, дорогой,
запоминающейся — перекликается с дизайном геймерских компьютеров

 

2. Рефлектометры

Рефлектометры — измерительные устройства для поиска дефектов в кабельных линиях — еще один тип продуктов из мира сетевой инфраструктуры. В их проектировании все исходно было не так уж плохо. Производители сразу поняли: хоть это и устройства специального назначения, они должны быть удобными и хорошо выглядеть, чтоб оправдать свою высокую стоимость. 

Однако и в этом сегменте рынка есть ощутимые шаги вперед: старые модели снимаются с производства, их заменяют версиями с современным дизайном, который обновляется не просто за счет свежей цветовой гаммы и кнопок, а переосмысляется полностью.

Возьмем в качестве примера литовскую компанию Lifodas, которая продает устройства под брендом FOD:

 

Обновленный рефлектометр Lifodas

Несколько лет назад Lifodas обновили свою линейку рефлектометров,
уделив особое внимание защите корпуса от ударов и влаги и переключившись
на более удобные экраны с новым интерфейсом

 

Теперь устройства, созданные в рамках устаревшего подхода к дизайну, сильно проигрывают своим конкурентам:

 

Устаревший дизайн российских рефлектометров

Олдскульный дизайн серии ТОПАЗ российской компании «СвязьСервис» и 
рефлектометр «Квант» от КБ «Связь» 

 

Оптические мультисенсорные китайские рефлектометры

Оптические мультисенсорные рефлектометры разных китайских компаний:
 
APL-2 Tribrer и FirstFiber 9000PRO-S1

 

Если смотреть на рынок рефлектометров в целом, то будет заметна тенденция перехода от вертикально ориентированного корпуса к горизонтальному планшетному формату с увеличенным дисплеем. Некоторые кнопочные модели переключаются на сенсорное управление.

 

3. Промышленные контроллеры и автоматы

А теперь заглянем в мир промышленной автоматизации. Начнем с контроллеров. На первый взгляд, все они одинаковые, только логотипом отличаются. Казалось бы, дизайн тут точно не нужен и не важен. 

 

Китайские промышленные контроллеры
На фото — промышленные контроллеры китайской компании Xinje 
 

Нельзя сказать, что в проектировании устройств Xinje не участвовали промдизайнеры. Участвовали, конечно, потому что даже такой простой корпус нужно было нарисовать, проработать 3D-модель и конструкцию в сборке, подготовить к запуску серийного производства. Но в данном случае дизайн не стал осмысленным инструментом влияния на потенциальных покупателей. Продукт выглядит скучно, устаревше и дешево. 

А теперь посмотрим на первые робкие шаги производителей контроллеров, которые начинают использовать дизайн для формирования фирменного стиля своей продукции:

 

Устройства Hager и ABB Group с цветными деталями

В компаниях Hager и ABB Group запустили линейку устройства защитного отключения
 с фирменными яркими полосками и цветными крышечками.
Мелочь, но уже веселее, чем китайские модели выше

 

Еще дальше в работе с цветом пошли корейцы из компании LS Electric (на фото ниже). Ну и, конечно, мы не можем пропустить одного из мировых лидеров в теме промавтоматики — Bosch. В данном случае простота и сила бренда — их конек. Контроллеры Bosch выглядят ненавязчиво, аккуратно, понятно и без лишнего визуального шума: 



Устройства защитного отключения LS Electric и контроллер Bosch

Устройства защитного отключения LS Electric (слева) и контроллер Bosch (справа)
 

Но самый интересный участник нашего обзора в этом сегменте — российская компания Sigur, которая обновила дизайн целой линейки контроллеров и сделала это эффектно. Мы сами с большим интересом изучали их продукцию на последней выставке промавтоматики в Москве. Их оборудование выигрышно выделялось на фирменном стенде и, главное, запомнилось: 



Контроллер компании Sigur

Контроллер из линейки компании Sigur


Оборудование для релейной защиты и автоматики (РФ)

На фото — оборудование для релейной защиты и автоматики
компании «Радиус автоматика» (РФ)

 

4. Оборудование релейной защиты и автоматики

Во последней части нашего обзора посмотрим, как обстоят дела с оборудованием для релейной защиты и автоматики. Такое промышленное оборудование можно увидеть где-нибудь на заводе или на специализированной выставке. Казалось бы, работает, выполняет свою функцию и ладно, все-равно к нему никто не подходит, кроме обслуживающего персонала. Но решение о покупке все равно принимают живые люди, а не машины, а для людей важна эргономика и эстетика.

Оборудование релейной защиты разных производителей имеет схожий набор ключевых компонентов: на лицевой поверхности корпуса расположены дисплей, клавиатура, светодиодная индикация, разъемы, а вся невидимая начинка из задней панели встроена в шкаф. На этом сходства заканчиваются и начинаются отличия. 

Начнем с неудачных примеров — и с точки зрения эстетики и с позиции удобства использования:

 

Микропроцессорные устройства старого образца

Особенно в решении компании ABB (слева) клавиатуру можно было бы реализовать
гораздо лучше. Справа — 
микропроцессорное устройство ImPR1 украинской компании «Импульс» 

 

Как же теперь выглядят удачные решения? Лидирующую позицию в дизайне таких устройств занимает компания Siemens. Они разработали свою серию в едином стиле с приятным цветовым решением и хорошей эргономикой. Но это крупная международная компания, им статус не позволяет делать плохо, у них свой отдел промдизайна над этим работает. Так что справедливости ради добавим пример хорошего дизайна таких терминалов в российском производстве у компании «Радиус автоматика»:

 

Многофункциональное устройство от Siemens и терминал Сириус

Многофункциональное устройство SIPROTEC 7SL87 компании Siemens
и универсальный 
терминал Сириус-2Л-02

 

Эти два производителя не только хорошо структурировали элементы пленочной клавиатуры, но также спроектировали целостный корпус, пластиковые детали и продумали защиту разъемов. 

Конечно, подход к проектированию B2B-электроники стремительно меняется не только в сфере промавтоматики и сетевой инфраструктуры. Вы и сами наверняка замечали, что в других сегментах появились визуально привлекательные решения: впечатляющая медицинская электроника, яркие решения для строительства и профессиональной уборки. Вы сами их видели, посещая платные или зарубежные медцентры. Наверняка знаете, как круто выглядит уборочная техника фирмы Karcher. :-) А на титульной картинке к этой статье вы могли заметить стильные грузоподъемные краны Konecranes, которые получили премию в области промышленного дизайна. 

Так что теперь мы можем подвести итоги и ответить на вопрос, заданный в самом начале нашего обзора: 

Так для чего же нужен промдизайн там, где его, казалось бы, не видно — в промышленных B2B-решениях? 

  1. Повышение конкурентоспособности и удержание клиентов. Компании по всему миру переключаются на новый подход к проектированию своих продуктов уже сегодня, а вам придется с ними конкурировать не только по цене или функциональности, но также по дизайну. 

  2. Повышение ценности продукта за счет улучшение эстетических характеристик. «Уродливое плохо продается», — сказал популярный американский дизайнер Раймонд Лоуи, тем самым подчеркнув коммерческую значимость дизайна. Так получается, что на В2В-рынке решение о покупке принимают не конечные пользователи, а их руководители, которые ориентируются на внешний вид продукта в том числе. Скорее купят то, что в ряду с конкурентами кажется более красивым, современным и понятным. 

  3. Обоснование ценовых различий в модельной линейке. За красивое не жалко платить дороже. Если продукт стоит дорого, он должен и выглядеть соответствующе. Дизайн помогает оправдать стоимость. 

  4. Репутация компании. Дизайн помогает повышать доверие к бренду, формирует ощущение его стабильности и уникальности.

  5. Единый стиль — стратегия больших продаж. Если продукт не единственный в своем роде, а часть серии устройств, то дизайн в одном стиле повышает шансы на дополнительные продажи других устройств из линейки. 

  6. Выгодно для рекламы и участия в отраслевых выставках. Стенд продукции с инновационным дизайном привлекает дополнительное внимание. 

  7. Развитие экспортных направлений. Продукция с устаревшим дизайном может какое-то время продержаться на внутреннем рынке, но на мировом будет неконкурентоспособной. 

  8. Повышение удобства и ориентация на пользователя. Дизайн, ориентированный на потребителя, делает продукт удобным в использовании и безопасным. 

  9. Возможность обновления линейки. При разработке новой версии дизайна можно учесть возможность упрощенной замены компонентов на новые, это избавит от необходимости проектирования нового корпуса с нуля. 

  10. Снижение затрат на производство. Обновление дизайна может не только улучшить внешний вид, но также помочь снизить затраты на производство за счет сокращения количества деталей, изменения материалов и других характеристик — без потери функциональных и эстетических качеств

Так что, судя по заказам на разработку дизайна, которые мы получаем от зарубежных компаний, и по новым решениям, которые анонсируются на международных выставках, B2B-рынок больше не довольствуется исключительно функциональностью своих решений. Компании активно внедряют новый подход к проектированию за счет штатных промдизайнеров или передачи дизайна на аутсорс, чтобы получить новый взгляд на свой привычный продукт и переосмыслить его внешний вид, удобство, технологию, материалы и возможности серийного производства. 

 

Впервые эта статья была опубликована в нашем блоге на Хабре: «Промдизайн индустриальных B2B-решений: зачем он нужен там, где его не видно?»

 

Подробнее о промдизайне в Promwad